Мониторинг эффективности мер господдержки
Осенью 2020 года в рамках Оптической Ассоциации стартовал опрос на тему эффективности мер государственной поддержки бизнеса в период пост-пандемии.
В последствии, подобный опрос был инициирован в Торгово-Промышленной палате России.
Среди вопросов, которые легли в основу мониторинга, ключевое место занимали следующие:
- Включена ли организация в Перечень системообразующих организаций российской экономики?
- Относится ли деятельность организации к утвержденному Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции?
- Какими из установленных мер государственной поддержки воспользовалась организация?
- С какими проблемами/ограничениями столкнулась организация при получении/использовании мер государственной поддержки?
- Как организация оценивает процедуру администрирования получения меры?
- Предъявлялись ли при обращении за предоставлением мер поддержки дополнительные, не предусмотренные нормативными правовыми актами требования?
- Как в целом организация оценивает эффективность введенных мер государственной поддержки в условиях распространения коронавирусной инфекции?
- Какие дополнительные меры поддержки необходимо ввести для преодоления экономических последствий от распространения коронавирусной инфекции?
- и другие.
По итогам проведенного мониторинга было подготовлено и направлено соответствующее обращение в Правительство Российской Федерации. Оптическая Ассоциация выразила благодарность Правительству РФ за меры поддержки бизнеса, принятые в целях скорейшего восстановления экономики от пандемии. В тоже время, обратила внимание на ряд аспектов, не позволивших бизнесу воспользоваться мерами государственной поддержки в полной мере, а именно:
- Практически никто из арендодателей не пошел на снижение арендных платежей, а принятые нормативные акты защищали исключительно интересы Арендаторов. Бремя арендных платежей при отсутствии деятельности также легло на розничные предприятия.
- Отдельно необходимо отметить ситуацию с торговым сбором, который уплачивается при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с распространением коронавируса, в Москве ввели запрет практически на всю розничную торговлю. Таким образом, по независящим от хозяйствующего субъекта обстоятельствам, осуществление предпринимательской деятельности было невозможно. Вместе с тем, согласно гл. 33 Налогового кодекса РФ, если хотя бы один раз в течение квартала магазин работал, торговый сбор взимается за весь квартал. Перерасчет суммы сбора, исходя из фактического времени торговли в течение квартала, НК РФ не предусмотрен. Правительство Москвы торговый сбор не отменило, а лишь перенесло срок уплаты сбора за I квартал с 27 апреля на 31 декабря 2020 г.
- На розничные предприятия легло бремя дополнительных расходов по закупке средств индивидуальной защиты для сотрудников и расходы на проведение тестирования персонала на наличие коронавирусной инфекции.
- Формально проводимые проверки контролирующими органами и псевдо надзорными организациями с составлением протоколов для «галочки» о якобы выявленных правонарушениях, предусматривали значительные штрафные санкции. Впоследствии эти факты в судах не подтверждались, однако, компании вынуждены были нести дополнительные трудовые затраты. Процедура доказывания занимает достаточно длительное время, и фирмы вынуждены отвлекать сотрудников для разрешения этих вопросов.
- Ряд оптических компаний не смогли получить льготные гос.кредиты на поддержание операционной деятельности, несмотря на то, что они попали в перечень наиболее пострадавших от пандемии отраслей экономики, и не уменьшали фонды оплаты труда, и не сокращали персонал.
Таким образом, рядом мер государственной поддержки в условиях катастрофического падения производства и розничной торговли средствами коррекции зрения было практически невозможно воспользоваться.
В качестве дополнительных мер, направленных на поддержку бизнеса, Оптической Ассоциацией было предложено:
- Для признания отрасли, пострадавшей необходимым условием является наличие кода ОКВЭД в качестве основного. Считаем необходимым исключить из условий получения мер поддержки фразу «основной код». Это основное, оно позволит использовать уже существующие меры поддержки.
- Ввести мораторий на уплату арендных платежей на законодательном уровне, в случае приостановления торговой деятельности в связи с вводимыми ограничениями (включая недвижимое имущество, собственником которого является физическое лицо или организация).
- Полное освобождение от уплаты всех обязательных платежей в бюджеты всех уровней на время введения ограничений и период восстановления деятельности (не менее 6 месяцев).
- Внести изменения в гл. 33 НК РФ в части возможности перерасчета суммы торгового сбора, исходя из фактического времени торговли в течение квартала.
- В случае проведения необходимых мероприятий в виде обязательного тестирования сотрудников и прочего, проводить эти процедуры не за счет работодателя.
- Предоставлять бизнесу субсидии на средства защиты и обеспечение залов обслуживания клиентов средствами, рекомендованными Роспотребнадзором (маски, перчатки, антисептики, дез.растворы, бактерицидные лампы и прочее).
- Освободить от уплаты налога за 2019 год те компании, которым по закону был положен беспроцентный кредит на поддержание операционной деятельности, но банки отказали в его получении и/или предоставили частично.
- Освободит от торгового сбора в 2020 году все розничные компании.
- Продлить мораторий на все отчисления с зарплаты сотрудников в ФСС, ФОМС и ПФР на 3-4 квартал 2020 года и 1-2 квартал 2021 года.
- Уменьшить налог с оборота с 6% до 3-х % с 3-го квартала 2020 года и на весь 2021 год; с 15% (доходы минус расходы) до 7%. Выплачивать предприятиям, сохранившим персонал на уровне до 80% численности, МРОТ на каждого сотрудника на 4 квартал 2020 года и 1-2 кварталы 2021 года.